РОДИТЕЛЯМ
ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ
Третий класс является
переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с
третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к
учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с
теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном
развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что
между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии
учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и
формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное
мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Известный детский психолог
Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в
этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Активно развивается и
способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он
учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном
развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе
с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они
могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на
реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
Развитие
внимания.
Хорошо
развитые свойства внимания, и его организованность являются факторами,
непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития
внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания
вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам.
Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания,
успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а
обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные
свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным
предметам.
Сложность, однако,
состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой
степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2 раза
увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие
свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и
нужно у ребенка тренировать.
Психолог может предложить
родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания
разнообразные варианты: корректурные задания, «перепутанные линии», поиск
скрытых фигур и многое другое.
Развитие
памяти.
Наиболее
распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное
повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем
объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в
начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных
способах работы.
Основой логической памяти
является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания.
Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание
Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием
мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных
приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор,
классификация, составление плана и др.
Целесообразно
продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть
возможности письменной речи как средства запоминания.
Есть и такие дети,
которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают
выученное. Обычно на второй–третий день они уже плохо воспроизводят выученный
материал.
У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай –
медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо
терпеливо учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание
связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка
учебных занятий.
Очень часто плохие
результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого
внимания.
Развитие
мышления.
Для того
чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для
запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано.
Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания
какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным
умственным действием.
Поэтому особенно важная
роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей.
Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления:
выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и
различного, классификации, умению давать простейшие определения.
Направляя усилия на
развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные
особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности,
обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии
мышления в младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное
развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10
лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому
целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее
целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание
развитию детского воображения.
Как помочь ребенку
стать читателем
Люди перестают мыслить, когда они перестают
читать.
Д. Дидро
К третьему
классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как
самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом
классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни
читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят
читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще
всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят
читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо
отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения
ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке
технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных
усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени,
отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления
навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения
навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка.
Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих
недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в
себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие
третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются
активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что
ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у
телевизора или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не
складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь
недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение
при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать?
Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой?
Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители
за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят
дети читающих родителей.
Советы родителям
Если
родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к
чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот
некоторые из них.
·
Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к
удовольствию.
· Пусть
дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь,
заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
·
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте
в качестве подарков.
· Пусть
дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.
п.)
· На
видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении
(сколько книг прочитано и за какой срок).
·
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
· В
доме должна быть детская библиотечка.
·
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом
(например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
·
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.
· По
очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами,
вместо того чтобы смотреть телевизор.
·
Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми
кроссворды и дарите их им.
·
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык
и уверенность в себе.
· Почаще
спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
·
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов,
комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.
· Детям
лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них
появляется ощущение законченности и удовлетворения.
· Пусть дети каждый
вечер читают, перед тем как уснуть.
Памятка для родителей
(Как относится к отметкам ребенка)
- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему
очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не
получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших
глазах хорошим.
- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго
трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не
только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет
приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе
оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
- Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и
приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
- Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности
выставленной вашему ребенку оценки вслух.
- Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь
объективно разобраться в ситуации.
- Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей
в проблемах собственных детей.
- Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных,
но победах над собой, над своей ленью.
- Устраивайте праздники по случаю получения
отличной отметки, Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и
его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того,
чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
- Демонстрируйте положительные результаты своего
труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Лекторий "Форма слова и однокоренные слова"
Слова состоят из частей слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
Окончание - изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Чтобы выделить окончание, необходимо изменить форму слова, то есть изменить окончание.
Например: слово "зима" - формы слова : зиме,зимой, зиму, зимы, зимам, о зимах, зимами.
Слово "синий" - формы слова: синему, синяя, синего, синем и тд.
Слово остаётся тоже, меняется только окончание.
Однокоренные слова - слова с одним и тем же корнем и имеющие схожее лексическое
значение.
Корень - общая часть родственных (однокоренных) слов.
Например: Зима - зимний, зимушка, зимовать, зимовка, перезимовать. (Меняется значение слова)
Синий - синь, синеть, посинели, синева.
В ряду слов "цвет, цветной, разноцветный, цвета, цветовой" , "цвета"- форма слова, а не однокоренное слово.
В задании "Укажите слово, которое не является однокоренным к слову "ЗЕМЛЯ", среди
слов "земляной, землёй, землянка, землекоп" указываем - землёй (это форма слова)
Правила переноса слов:
1. Слова переносятся по слогам, слог из 1 буквы не оставляется на строчке и не переносится на новую. ( Ло- пух, улит-ка, ли-лия)
2. Буквы Ь,Ъ,Й на другую строчку не переносятся ( лей-ка, маль-чик, объ-ехал)
3. При переносе слов с двойными согласными, одна согласная остается на строчке, вторая переносится( кас-са, ван-на, клас-сная)
4. При переносе одна буква от корня не отрывается ( при- строил, при-ехал)
Сайт с образовательными мультфильмами на различные темы и для любого возраста.
ПОЧЕМУ дети делают орфографические ошибки?
В целом можно сказать, что грамотный человек отличается от безграмотного не знанием правил
орфографии и пунктуации, а наличием и развитостью орфографической зоркости и слуха. Формирование этих важных качеств начинается еще в раннем детстве, когда ребенок учится «на вид» и на слух определять орфограммы. Для школьников орфограмма - это написание слова по правилам русского языка. Орфографический слух - умение слышать орфограмму в слове - более сложное явление, поэтому первоначально на уроках чтения и письма отрабатывается навык орфографической зоркости - умение видеть орфограмму. Чем больше ребенок самостоятельно читает и чем лучше развита его речь, тем быстрее вырабатываются навыки, необходимые для грамотного письма. Важную роль здесь играет и правильное произношение ребенком всех звуков. Если у малыша имеется какой-либо дефект дикции, ему будет гораздо сложнее воспринимать орфограммы на слух. Стоит сказать и о школьных программах: большинство из них следуют стереотипу, который подвергается критике в течение почти 100 лет: сначала идет подробное изучение орфографического или пунктуационного правила, потом - упражнения. В то время как давно замечено, что орфографическая зоркость и слух формируются постепенно, в процессе выполнения специальных упражнений, а не заучиванием многочисленных правил. Решение вопроса обучения грамотности очевидно - нужно в первую очередь заниматься с детьми грамматикой: словообразованием, морфологией, синтаксисом. Ребенок должен осознавать, почему слово пишется именно так, а не иначе, а не просто заучивать соответствующее правило. Замена грамматического фундамента правилами приводит к так называемым ошибкам гиперкоррекции - «мудрствованиям». Ребенок начинает применять правила не там и не так, как нужно. В результате получаем распространенные ошибки: «учаВствуют», «будуЮщий», «Сдесь», «исСкусство», «разДница» и т.д. Инновационные программы и занятия с логопедом, безусловно, помогут ребенку в нелегком труде освоения родного языка. Но грамотным станет тот, кому родители с детства привили любовь к чтению и желание учиться. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ |
Хорошо читаем - отлично учимся (Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников)
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит,
извлечь из мертвой буквы живой смысл»
К.Д. Ушинский
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей.
Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.
Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.
Чтение – это труд. Наша задача - сделать его более производительным, продуктивным.
Навык беглого, осознанного и выразительного чтения закладывается в начальных классах.
Как помочь детям справиться с трудностями при обучении чтению?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. « И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть».
Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.
Чтение является сложным актом, который включает в себя:
1. Технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.
2. Процесс понимания смысла читаемого – извлечение смысла, содержания.
Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений.
(Т. Г. Егоров).
В процессе обучения чтению школьники упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако, значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент часто перемещается на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.
Упражнения, которыми можно увеличивать темп чтения.
1. Многократное прочтение
Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удаётся прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение 4-5 раз (или до того момента, когда количество слов перестанет увеличиваться).
2. Молния
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».
3. Буксир
Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.
4. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
козы – косы
трава – травы
ветер – вечер
взбежал – вбежал
5. «Найди лишнее слово» (Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)
Шляпа шляпа шляпы шляпа
Стол столб стол стол
Дом дом дом ком
Галка палка палка палка
Лапа лапа лапа липа
Попал пропал попал попал
Мишка Мишка Миска Мишка
ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО
6. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:
вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга
7. Чтение цепочек родственных слов:
вода – водный – подводный
лес – лесной – лесник - подлесок
8. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:
ест – есть
галка – галька
угол – уголь
9. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.
Раз – ли – ва – лось разливалось
Пу –те -шест–во–вать путешествовать
За – швы – ря - ли зашвыряли
10. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:
поСКАкаЛи
взлеТЕЛ
БРЫЗгаЛИ
ПРОкриЧАли
Первые дни ребенка в школе
Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.
- Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
- Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
- Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.
Советы родителям первоклассников
Самые сложные занятия для первоклассника - это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а... письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Ну как запомнишь все эти закорючки и хвостики? А если и запомнил - то почему они упорно не хотят походить на аккуратную «ж» из школьной прописи, а норовят превратиться в многоногое чудовище? Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо справляется с прописью. Лучше скажите - отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь как Марья Ивановна? Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.
Вторым по сложности предметом для первоклассника, в зависимости от его наклонностей и уровня подготовки, будет либо математика, либо чтение. Если любимую книжку сказок ваш малыш уже в шесть лет читал без всяких проблем, скорее всего, ему понадобится помощь со сложением и вычитанием яблок. Ну, а если к чтению всерьез приступил совсем недавно, то читать он будет с напряжением всех физических сил.
Поэтому важно помнить, что продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока, и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).
Эффективность работы маленького школьника так же подвержена суточному режиму, как и ваш рабочий день. Установлено, что первый урок приходится на период врабатывания в учебный процесс, второй урок - пик работоспособности. Высокое напряжение умственных сил у первоклашки не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов. Школьные предметы должны попадать в эту схему по уровню их сложности, письмо оптимально расположить на втором уроке, первый и четвертый оставить для самых легких, ознакомительных предметов.
Правильно готовимся ...
После прихода домой первоклассник, если он не остается на полный день в школе, должен съесть горячий обед и отдохнуть после занятий. Домашние задания лучше всего сделать в период 15-16 часов. Нельзя садиться за них сразу - ребенок не успеет отдохнуть, а работоспособность к этому времени, как вы помните, будет стремиться к нулю. Нельзя переносить их на вечер - письмо требует аккуратности и усидчивости, уставший школьник будет допускать помарки и описки, да и сидеть над заданием намного дольше, чем в дневное время, или же делать его кое-как, торопясь лечь спать.
Каждые 15 минут нужно менять позу, каждые 30 - делать маленький перерыв, «физкультминутку», можно под музыку. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить напряжение и отдаляет усталость.
Нельзя начинать готовиться «кавалерийским наскоком» - с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать нужно с несложных и непродолжительных по времени заданий, быстрое их выполнение заставит первоклашку убедиться в собственных силах и способностях. После этого нужно переходить к более сложным, ну а последним, на спаде общей работоспособности, сделать еще одно легкое задание. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном из-за большой нагрузки настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба. Сохранить бодрое настроение и не позволить ребенку «опустить руки» («Мама, у меня ничего не получается!») - основная задача родителей на первом году учебы.
Правильно отдыхаем
Очень часто доводится слышать вопросы о прогулках и времени, проведенном на свежем воздухе. Не менее часто родители сетуют на то, что ребенку некогда гулять, или не с кем, или некогда родителям, или... Можно найти сотню причин и объяснений, но ответ в любом случае будет однозначным - исключить прогулку из режима дня школьника нельзя! Норма прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часов в день.
Если ребенок ослаблен и жалуется на усталость, ему показан полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Если вы отдали ребенка в спортивную секцию или занимаетесь с ним дома или во дворе бегом, гимнастическими упражнениями или подвижными играми, помните, что занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.
Ужинать нужно за 2 часа до сна - это лучшая профилактика бессонницы, плохого, беспокойного сна у первоклашек. Если вы думаете, что активный ребенок успеет проголодаться за это время, за полчаса до ухода ко сну можно предложить ему стакан молока или какао с маленькой булочкой, или немного фруктов. Перед сном полезно погулять около двадцати-пятнадцати минут, и если такой возможности у вас нет, то хотя бы проследите, чтобы комната, в которой спит ребенок, была хорошо проветрена. Спать первоклассник должен не менее 9 часов - без учета времени на дневной сон.
Самая главная цель родителей в этот период - дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на этой первой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность. Имеется ввиду возраст 7 -8 лет. Именно поэтому среди психологов так много противников начала обучения с шести лет.
Самостоятельность ребёнка
Итак, основной урок, который должен усвоить ваш малыш - самостоятельность. В связи с этим несколько конкретных рекомендаций:
1. С самого начала не стоит делать уроки с ребенком или, тем более, за него. Достаточно пару раз посидеть с ним рядом, и он к этому привыкнет на все ближайшие годы. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, мотивируя это тем, что взрослых не было дома. Или тому, что ребенок прослушал объяснения учителя на уроке. А зачем? Папа вечером все объяснит заново. Или тому, что в один прекрасный момент услышите такие аргументы, как «а ты мне этого не объяснял» или «а ты сама неправильно решила». Вы сами дали в его руки железное алиби всех его неудач в школе. Не надо поддаваться на уговоры о помощи и тем более, самим навязывать свою помощь. Это заставляет ребенка поверить, что он сам абсолютно беспомощен. Попробуйте сразу объяснить ему, что у вас есть работа, в которой вы разбираетесь, а у него - учеба. И каждый отвечает за свое дело.
2. Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не просит. Разумеется, ребенку иногда может понадобиться ваша помощь, но она не должна перерастать в систему, где ответственность за все ошибки перекладывается на плечи родителей. Больше половины всех учеников не могут избавиться от этой привычки даже в старших классах.
3. Постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок. Вряд ли найдется родитель, который, вернувшись с работы, не спросит первым делом: «Ну как, уроки сделал? А какие у тебя сегодня отметки?». У ребенка постепенно складывается ощущение, что взрослых интересует не он сам, а его успехи в школе. А, между тем, для детей этого возраста это совсем не самое главное в жизни. С ним за день происходила масса самых интересных и очень важных вещей. И так хочется поделиться! Но маму с папой интересует совсем другое. А если еще, не дай бог, отметки за день не самые лучшие, то обо всех этих, повторяю - очень важных событиях - и начинать говорить не стоит: мама с папой будут только недовольны. Родителям почему-то кажется, что вопросом об отметках они проявляют свою заботу, а так же ускоряют процесс адаптации к школе, дисциплинируют ребенка. На самом деле, эффект получается обратным: дети злятся, делают все, что угодно, кроме уроков, атмосфера в доме накаляется... Лучше спрашивать не об оценках (он о них и сам расскажет), а о том, что же было интересного в школе, что было трудно, а что легко, может быть малышу что-то не нравится. Таким образом вы соберете гораздо больше информации о делах в школе, ребенок не закроется в ответ на прямой вопрос об оценках и уроках. И самое главное: вы покажете ему, что вы с ним заодно, вы рядом и всегда готовы помочь и посочувствовать. Чаще всего ребенку от вас нужно не объяснения таблицы умножения или склонений глаголов, а просто внимание. А с уроками он и сам справится прекрасно.
4. Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки, выяснять отношения и комментировать его действия. Фразы типа «Если бы ты хорошо слушал в школе, то смог бы решить эту задачу» или «Если бы ты не отвлекался все время, то давно бы сделал уроки» сосредоточенности и вниманию не способствуют. Зато они постепенно убивают в ребенке уверенность в своих силах, сбивают его и явно замедляют процесс приготовления домашних заданий. Если уж быть до конца честными перед собой, то таким образом вы «спускаете собственные пары», срываете зло на свою же беспомощность.
5. Удобное время для занятий лучше выбрать вместе с ребенком. Пусть он активно и сознательно поучаствует в этом процессе на равных с вами. Уверяю вас, что ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установлении правил. Режим, таким образом, не будет навязан ребенку (что может только усилить его негативизм, протест против давления и желание все сделать наоборот), а согласован с ним, как со взрослым. Не стоит навязывать жесткую схему: «Сначала уроки, потом - все остальное». Нужно ли вам, чтобы уроки воспринимались, как наказание? Например, в теплое время года сразу после школы лучше погулять, а уж потом садиться за стол. Зимой, наоборот, лучше сначала позаниматься, а потом садиться за компьютер или телевизор.
Если же у ребенка возникают действительно серьезные проблемы со школой, то скандалами и жесткой дисциплиной тут точно не поможешь. Когда родители проявляют повышенный интерес к учебе, дети часто намеренно отказываются заниматься, отказываются оправдывать их надежды. Это своего рода, протест против давления, проявление чувства независимости. Очень часто неудачи в школе, нежелание учиться бывает вызвано причинами, не имеющими ничего общего с умственными способностями ребенка, например, не сложившимися отношениями в классе или с учителем. В этом случае бывает очень тяжело разобраться в ситуации, тем более, если ребенок замкнулся из-за того, что вы интересуетесь только его отметками и ругаете за них. В этом случае не мешает помнить, что почти в каждой школе сейчас работает детский психолог, и разрешение подобных ситуаций входит в его прямые обязанности.
http://kids.to-var.com/deti/school/469-sovetu-rodit-1klass |
Комментариев нет:
Отправить комментарий